• Вт. Янв 31st, 2023

После титров. Где посмотреть фильмы, недоступные для широкой публики

После титров.  Где посмотреть фильмы, недоступные для широкой публики

Источник: Предоставлено Москино

От истории к современности

Мода на киноклубы, где можно посмотреть, а затем обсудить фильмы, пришла в нашу страну в 1950-е годы и распространилась в годы оттепели. Затем выступал в московских киноклубах при Доме культуры МГУ, кинотеатрах «Звездный», «Иллюзия» и «Россия». Они состояли из 300–500 человек, сообщают «Ведомости». Город» президент Федерации киноклубов Михаил Башаратян.

В 1989 году в столице насчитывалось более 50 объединений. Смотрели и обсуждали новое советское кино после его выхода в широкий прокат и фильмы из Венгрии, Польши и Югославии. Иногда на экраны клубов врываются фестивальные ленты из западных стран. Режиссеры Андрей Тарковский, Алексей Герман, Никита Михалков не раз устраивали показы своих фильмов.

Сегодня в Федерацию киноклубов входят шесть столичных ассоциаций. Еще несколько десятков организаций работают автономно – в библиотеках, театрах, учебных заведениях и домах культуры. У каждого клуба свои особенности. В одних видят только советские и российские фильмы, в других – исключительно зарубежные. Где-то концентрируются на жанрах: особенно популярны артхаусы, документальные фильмы, военно-исторические фильмы. Но у всех этих клубов есть одна общая черта – упор делается на типы, которых не встретишь в широком прокате. Они мало известны широкой публике.

Судьба веков

В старейшем киноклубе нашей страны, Варшаве, люди обсуждают фильмы уже более 60 лет. Несмотря на название, он не связан исключительно с польским кинематографом. Хотя в советские годы на выступления приходили Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси, которые со временем стали друзьями объединения. В начале пути клуб назывался «барабанщик», как и кинотеатр, в котором он работал. Но в начале 1970-х зал закрыли на ремонт и клуб перенесли в кинотеатр «Варшава». И руководство зала потребовало изменить название объединения – так оно и осталось с тех пор.

Малый зал Московского Дома Кино, короткое вступительное слово руководителя, доктора искусствоведения Ирины Грощенковой, гаснет свет, и появляются вступительные титры фильма «Большое письмо», снятого в 1970-х годах. большой экран. итальянский режиссер Мауро Балонини. Член киноклуба «Варшава», а также член центрального совета Федерации киноклубов Сергей Зверев назвал его бесспорно забытым «режиссером второго эшелона». Его талант и стиль письма были в тени таких мастеров. Федерико Феллини И Микеланджело Антониони.

В фильме Балонини моделью для Бенито Муссолини является Италия, которая находится на пороге большой войны. В кадре — сумасшедшая, помешанная на детях мать, которую сыграла двукратная обладательница «Оскара» американка. Шелли Уинтерс. Женщина настолько заботится о своем сыне, что решает убить всех своих соседей и приготовить им вкусняшки. Звучит как абсурд и несправедливая жестокость.

ЧИТАТЬ   Загадка для палеонтологов: зачем гигантскому доисторическому лососю понадобились такие большие зубы

Но только во время обсуждения понимаешь, что режиссер показал кровь не ради крови. Мать в фильме Баллониной олицетворяет зарождающийся в Италии фашизм и сошедшее с рельсов общество, поясняет Гращенкова. Зверев отвечает: Есть моменты, указывающие на то, что главный герой является своего рода предостережением от фашизма.

Говорить о кино нужно умение и привычка, считает Зверев. У юного зрителя часто их нет. Вот почему давние члены Варшавы, скорее всего, будут включены в дискуссию. Зверев — один из них. Впервые он приехал сюда в середине 1960-х годов. Зверев вспоминает, как Анатолий Эфрос, Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе, тогда еще молодые творцы, пришли со своими картинами в клуб. Визит запомнился на всю жизнь. Андрей Кончаловский С его живописью, которая малоизвестна широкой публике,История Асии Кляхиной».

«В то время, когда люди обсуждали в киноклубе, существовало строгое правило — мы говорили первыми, автору слова не давали», — вспоминает Зверев. – Первые выступающие очень сильно критиковали фильм. Кончаловский настолько сломался, что мне казалось, что он сейчас встанет и уйдет. Но тут начались хвалебные речи, тогда Андрей Сергиевич встал, раскинул руки и сказал: «Друзья мои, как я вам благодарен!».

В советские годы киноклубы были площадкой, куда приходили режиссеры, чтобы поддержать зрителей. По сути, эти клубы аналогичны современной фокус-группе: обсуждение расшифровывается и часто отправляется в Госкино. Учитывая мнение общественности, там решили, публиковать ли картину в широкий прокат.

«Повесть об Асии Клячиной» пролежала на полке много лет. Дискуссия стала еще одним шагом на пути к аудитории. Снятый в 1967 году, фильм вышел в прокат только спустя 20 лет, его официально посмотрели около 2 миллионов советских граждан. Работа Кончаловского получила сразу несколько наград, в том числе приз Международной ассоциации критиков на Берлинском кинофестивале. Современные режиссеры редко посещают киноклубы, говорит Зверев.

В эпоху продюсерского кино деньги, вложенные в рекламу, работают на продвижение, а не на зрительский приговор. Но когда они приходят, то теряются от защиты в теме самых обычных зрителей — этому могли бы позавидовать многие профессиональные критики. Все показы в Киноклубе бесплатные.

ЧИТАТЬ   В Россию приехала «китайская машина мечты»: она наверняка шокирует россиян

Чтобы попасть на них, нужно предъявить членский билет Союза кинематографистов России или студенческий билет одного из творческих вузов, также можно прийти с пригласительным билетом. Зарегистрироваться на некоторые показы можно на сайте domkino.pro.

Молодежь заинтересована

В лекционном зале культурного центра “ЗЛ” около 200 мест, но занято около 50. В отличие от Варшавы, куда приходят в основном пожилые люди, здесь много молодежи. В основном это студенты вузов. , где они учатся. как снимают фильмы. Для публики выступает киновед Полина Скидан, которая уже второй год организует кинопоказы на Зиле. Она стремится к спокойной обстановке – масштаб отобранных работ обязывает. “Здание этого центра является памятником конструктивизма. Поэтому зрители любят смотреть, а я люблю показывать авангард: фильмы Сергея Эйзенштейна, Джиги Вертова, Льва Кулешова», — говорит Скидан.

Недавно обсуждалось здесьТени забытых предков» – драма Сергея Параджанова об украинских Ромео и Джульетте. С одной стороны визуальный феномен, с другой – очень личный образ режиссера.

Все дело в цвете, множестве символов, которые зрители интерпретируют по-разному. Это не исторический фильм, он полностью построен на кинематографическом языке. Поэтому для кого-то красный цвет на экране олицетворяет кровь, для кого-то любовь.

Полина Скидан

В лекционном зале существует множество мнений. Презентация не навязывает зрителю свое видение фильма, наоборот, позволяет высказаться. Скиддан иногда даже не говорит зрителям, что она кинокритик. Она делает это для того, чтобы быть со зрителем и поймать его волну.

В программе киноклуба нераскрученные фильмы 20 века. Нет, например, не Спилберг и не Тарантино. В «Артхаусе» и экспериментальном кино больше места для дискуссий, потому что они сделаны глубже, объясняет Скидан. Но «Человека-паука» тоже интересно разбирать со зрителем. Например, какими приемами показана современная западная повестка и как решения влияют на сознание публики.

Киноклубы начинают развиваться именно сейчас, независимо от того, что они там смотрят, считает киновед. Всегда будет запрос на театры, но театры закрыты, афиши мало. Поэтому зрители ищут варианты совместного просмотра. Московские библиотеки уже являются прекрасными местами для такого просмотра, отмечает Скидан. «Нужно прийти в кинолекторий, чтобы найти единомышленников. Высказаться, найти для себя интересную идею, вдохновение на что-то. Возможно, это даст толчок к чему-то новому и красивому», — говорит кинокритик. В киноклуб можно попасть бесплатно. Достаточно зарегистрироваться на официальном сайте культурного центра.

Мы где-то спорим

Ежегодный киноночь — пример того, что обсуждение фильмов вышло за пределы киноклубов и библиотек. Раз в год организаторы мероприятия организуют показы документальных и художественных фильмов со всего мира, а также показы фильмов на 35-мм пленке на винтажных проекторах в необычных локациях. Например, в последнюю «ночь» августа 2022 года старую советскую классику люди смотрели вместе с киноведами и критиками на крыше Северного речного вокзала, в арке Парка Горького и в музее-заповеднике «Коломенское». Всего в 2022 году состоялось около 360 показов более чем на 120 московских площадках, которые посетили около 22 000 человек.

ЧИТАТЬ   Twitter представляет в Интернете двойные представления «Для вас» и «Подписки»

В середине декабря в столице завершился очередной крупный кинофестиваль, посвященный 100-летию образования СССР. В прошлом году сеть кинотеатров Moschino выступила оператором ночи кино и организатором форума, посвященного юбилею СССР.

За восемь месяцев в кинотеатре «Москино» зрители посмотрели 15 фильмов, снятых на республиканских киностудиях. Увиденное обсуждалось с ведущими профессионалами постсоветского пространства.

Также в пригороде «Москина» создан киноклуб военно-исторического фильма. Сеансы проходили в кинотеатре «Москино Молодежный». В киноклубе проходят показы и обсуждают лучшие фильмы со зрителями журналист Григорий Пернавский. Каждый фильм имеет свою культурную, идеологическую и политическую подоплеку. Куратор помогает зрителю понять контекст того времени, когда создавался фильм, и отделить миф от реальности.

Просмотры здесь устраивают примерно раз в два месяца, обычно в зале собирается несколько десятков человек. На встречи можно попасть бесплатно, анонсы публикуются на Интернет сайт mos-kino.ru, где необходимо зарегистрироваться.

В Moschino есть и другие киноклубы. Например, «8 марта» (показ работ женщин-режиссеров), «Энциклопедия мультипликации» (обсуждение отечественной мультипликации разных эпох). Однако показы на площадках пока не проводятся из-за проблем с доступностью контента и из-за него, пояснили в сети. Посетитель киноклуба в Moschino описывается как любопытный, жадный человек, который хочет смотреть как можно больше. «У нас есть постоянная аудитория, с которой мы тесно общаемся. Мы вас обучаем и просвещаем. Благодаря этому у нас на данный момент ситуация с посещаемостью не такая удручающая, как у коммерческих киносетей», — рассказала Наталья Мокрицкая, генеральный директор Moschino.

Source