• Пт. Фев 3rd, 2023

Василий Суриков — гений саспенса. Почему его картины так привлекательны?

Василий Суриков — гений саспенса.  Почему его картины так привлекательны?

Источник: РИА “Новости”

175 лет назад, 24 января 1848 года, в Красноярске родился казак. К этому привилегированному сословию, а именно к енисейским казакам, принадлежали предки новорожденного, которому суждено было стать одним из самых признанных отечественных художников. Звали его Василий Суриков.

растянул свое время

Во всех энциклопедиях его характеризуют как «русского живописца, мастера больших исторических полотен». Это правильно. Но не все.

Василий Иванович гораздо больше, чем просто живописец. Он, как ни странно, вплотную подходит к этому фильму, что можно проиллюстрировать одним странным совпадением.

Свою знаменитую картину «Степан Разин» художник впервые выставил в 1907 году. А в 1908 году вышел первый отечественный фильм, длиной целых шесть минут, который назывался «Кадры» и рассказывал… правильно — о Стеньке Изюм.

Фрагмент картины Василия Сурикова “Степан Разин”

Впрочем, совпадение это или нет — вопрос открытый. В итоге образ Сурикова вызвал у зрителей массу эмоций, и не всегда положительных. Многие недоумевали: как же так – Стейнка Разин есть, а персидской царевны рядом с ним нет. И почему, собственно, артист не показал «самого интересного», не отразил момент, когда Степан «выбросил ее за борт в набегающую волну»? Вышедший год спустя фильм «Понизовая Фримен» в немалой степени утешил недовольных. Все было по канону — принцессу показательно бросили в воду, после чего идут финальные титры. На заре кинематографа режиссерам не приписывают способность создавать на экране напряжение, тревогу, волнение, одним словом, все то, что сейчас вкладывается в термин «саспенс», происходящий от латинского suspensere — висеть.

Но Суриков, будучи живописцем, в совершенстве владел этой техникой. Каждую из его «великих исторических картин» можно использовать как учебное пособие для кинематографистов — посмотрите, как это сделать, чтобы держать зрителя в напряжении! Вот так надо построить кадр, чтобы само место закричало во весь голос: «Скоро случится что-то ужасное, роковое!».

ЧИТАТЬ   Математик Марьясов объясняет, почему неправильно решается пример со скобками социальных сетей

— Где повешенные?

Никакие другие изображения для этого не подходят. Хотя, по большому счету, любой холст — это своего рода стоп-кадр. Но, например, тот же Илья Репин, показывая трагедию царя Ивана, ранившего своего сына, щедро проливает кровь и показывает бездыханное тело. Однако здесь нет никакой динамики. Если полотно Репина «запустить», как пленку, то Иван Грозный так и останется сидеть, обняв окровавленную голову сына.

Но если “запустить” картину Сурикова “Утро стрелецкой казни”, головы стрельцов слетят с плахи, на шеях стрельцов затянут пеньковые ошейники, а трупы повешенных украсят стены Кремля…

«Утро стрелецкой казни» — первое крупное историческое произведение Сурикова. Может, поэтому он и отказался от замка тогда.

По словам самого артиста, столкновение происходило следующим образом. Репин пришел к нему в мастерскую и стал настаивать на том, чтобы изобразить хотя бы парочку казненных стрельцов: “Где повешенные? Никто не поверит!” Суриков это сделал – нарисовал мелом силуэты виселицы. Но через сутки удалил. И вовсе не потому, что старый слуга, говорят, сломался из-за того, что увидел в лебеде. Тут не к чему стучать – набросанные мелом силуэты не настолько реалистичны, чтобы напугать до потери сознания даже впечатлительного человека. Просто наличие трупов пересекает замысел художника: «Я хотел передать торжественность последней минуты, а вовсе не казнь».

В будущем ни на одной из картин Сурикова мертвым не будет места. Даже на грандиозном полотне «Покорение Сибири Ирмаком», где русские ведут беспорядочный огонь, а войско хана Кучума выпускает тучи стрел, с большим трудом можно увидеть лишь трех человек, которых можно считать погибшими. Да и это не факт.

За минуту до основного

Эффект напряжения достигается, прежде всего, выбором правильного момента для «стоп-кадра». Развязки пока нет, но все к ней движется. Он движется, но «подвешивается» художником. Доподлинно известно, что лучники погибнут, но они еще живы. Боярыня Морозова с одноименной картины закончит жизнь в муках, но пока что она жива…

ЧИТАТЬ   Звук метронома, «светлячки» и коты: символы блокады Ленинграда

И спецэффекты есть. О чем Суриков говорил так: «Сущность исторической картины есть угадывание. Если соблюдается дух самого времени, то можно не ошибиться в деталях. А когда все точь-в-точь, это даже противно». Здесь художник немного лукавит: он не ошибся, сознательно искажал действительность, жертвуя не только исторической достоверностью, но и здравым смыслом, а иногда и тем и другим одновременно.

Так было и с картиной «Меньшиков в Березове». Здравый смысл подсказывал художнику Крамскому, что выбранная Суриковым композиция не годится: «Если Меньшиков встанет, он головой потолок проломит!» Этот кабинет также не соответствует исторической правде. В Березове Меньшиков жил, конечно, не во дворце, а во вполне приличном доме, который построил сам, потратив на складское оборудование 150 рублей, а на строительство все 500, что по тем временам было очень много денег.

Но у Сурикова другая работа. Ему нужно показать, что бывший «полувластный правитель» осужден. И показывает мастерство. Меньшиков действительно не может снова подняться — ни в переносном, ни в прямом смысле. Он на самом деле в гробу – тесный и темный.

Тот же трюк Суриков демонстрирует с судом, который замыкается и не выпускает осужденного, в утро стрелецкой казни. Каждый может убедиться, что на самом деле Кремлевская стена не сливается с собором Василия Блаженного, а уходит в другую сторону. Но Суриков ломает пространство и историческую правду на коленях, наглядно показывая, что с места экзекуции никто не уйдет. Потому что это физически невозможно – стены вместе, все, приехали. Нет выхода.

Однако иногда дело обходится без грубых искажений. Недаром однокурсники называли Сурикова «композитором»: «Композиции я больше всего учился в академии. Там меня называли «композитором». Я изучал естественность и красоту композиции. Дома он ставил перед собой задачи. и решал их, никаких закономерностей не узнавал – все делал сам.

ЧИТАТЬ   12 исторических образов, которые вызывают тягостное чувство: как изменился мир всего за 100 лет

А чтобы никто не запутался, он иногда давал подсказки. О своей картине «Переход Суворова через Альпы» Суриков говорил: «Сначала посмотрите вот так, а потом мысленно проведите диагональ — из левого верхнего угла в правый нижний…».

Мастер исторической живописи. Василий Суриков живет в картинках

Если вы будете следовать этой рекомендации, озарение произойдет. Момент был выбран, как всегда у Сурикова, «в яблочко». Мы с нетерпением ждем развязки – огненной и роковой. А на диагонали четко изображены те, кто гарантированно выживет, и те, кому может не повезти, кого поглотят альпийские бездны и снега. Дело в том, что слева от диагонали находится только один человек — сам Александр Суворов. А справа все остальные.

Биограф Сурикова, поэт Максимилиан Волошин, писал: «Судьба дала ему кисть вместо казачьей шашки, карандаш вместо копья и сказала: «Ну, теперь иди вон!

Source